С 2015 года по решению губернатора В.Ю. Голубева в Ростовской области создается система приема вызовов по единому номеру-112. Эта структура объединяет диспетчерские и экстренные службы, значительно сокращает время их реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия. По номеру 112 в Единую дежурно-диспетчерскую службу можно было звонить еще с 2008 года. Диспетчер принимал вызов, записывал его в журнал и по телефону передавал информацию в другие службы. В 2015 году в Ростовской области началось создание телекоммуникационной системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". С 20 января 2017 года система приема вызова по единому номеру "112" развернута на территории всей Ростовской области и работает в режиме опытной эксплуатации.

Что такое: «Режим опытной эксплуатации системы-112»?

1 сентября 2016 года в Ростовской области была начата опытная эксплуатация системы-112. Сначала на территории 4-х муниципальных образований-Азов, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Аксайский район.  5 декабря к ним присоединились еще 17 муниципалитетов. 20 января 2017 года в систему-112 были введены остальные 34 территории. Таким образом, сегодня все 55 муниципальных образований Ростовской области работают в режиме опытной эксплуатации системы-112.

Ежедневно по номеру «112» звонят порядка 7000-8000 человек.

Цель опытной эксплуатации – проверка работоспособности создаваемой системы. Основная задача - выявить и устранить недостатки.

Зачем нужен единый номер?

Многие чрезвычайные ситуации требуют реагирования сразу нескольких служб – объединяет их именно система 112. Принимая сообщение, например, о ДТП на трассе или о пожаре, оператор заполняет так называемую ситуационную карточку, где указывает все сведения о происшествии, одновременно подключаясь к службам скорой помощи, ГИБДД, пожарным. Сотрудники всех служб видят карточку в режиме онлайн, участвуют в разговоре с заявителем и задают ему вопросы. Оператор системы-112 может отдать приоритет в опросе одной из служб – к примеру, скорой помощи, если есть раненые: в этом случае медикам важнее получить информацию первыми.

В системе 112 записываются все разговоры, фиксируется телефон, с которого поступил звонок. Оператор может перезвонить и проконтролировать, была ли оказана помощь, узнать дополнительные сведения.

Может ли номер «112» быть занят?

Номер "112" никогда не бывает занят. Можно дозвониться в течение нескольких секунд с любого телефона – стационарного или сотового, даже если в нем нет sim-карты. Если человек оказался вне зоны доступа своего сотового оператора, он все равно дозвонится на номер 112. Можно послать короткое смс- сообщение.

Подразделения системы есть во всех районах Ростовской области – это единые дежурно-диспетчерские службы. Если на звонок с территории района не отвечают, то через 8 секунд он автоматически переадресуется оператору в центр обработки вызовов в город Ростова-на-Дону.

Кто такой оператор-112?

Ежедневно в центре обработки вызовов в круглосуточном режиме работают семь операторов-112, но в случае необходимости число персонала системы может быть увеличено до 18. Большинство операторов – женщины. Все – с высшим образованием, в смене обязательно психолог и переводчик. Главное требование – стрессоустойчивость. Всего же в системе -112 Ростовской области задействованы более 1000 человек персонала, это операторы-112 ЕДДС, диспетчеры скорой медицинской помощи, полиции, пожарной охраны и службы «04». Оператор системы 112 должен быть достаточно хладнокровным и в то же время отзывчивым, для успешной работы необходимо найти этот баланс.

Когда необходимо звонить по номеру "112"?

В Ростовской области номер "112" является единым номером вызова служб экстренного реагирования: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы. На связи также служба "АНТИТЕРРОР", в дальнейшем в систему будет заведена служба «ЖКХ» Соответственно, звонить по номеру 112 необходимо в случае пожара, взрыва, ДТП, при угрозе теракта, если есть утечка бытового газа или срочно требуется помощь медиков. Номер «112» не заменяет существующие номера служб экстренного реагирования, вы также можете звонить по номерам «01», «02», «03», «04» или с сотового телефона- «101», «102», «103», «104».

На какие вопросы нужно ответить, позвонив по номеру "112"?

Необходимо постараться четко и ясно сообщить оператору службы спасения о проблеме, требующей немедленного реагирования.

В зависимости от ситуации оператор задает 5 стандартных вопросов:

  1. Что случилось,
  2. Где именно (точный адрес или примерные ориентиры),
  3. Есть ли пострадавшие,
  4. Обязательно попросят назвать фамилию, имя и отчество.
  5. Попросят повторить последние цифры Вашего телефона. Номер телефона высвечивается автоматически, но оператор все равно обязан проверить эту информацию.

На вопросы желательно отвечать четко, детально и не вешать трубку, если оператор просит оставаться на линии. В опасной для жизни ситуации службы экстренного реагирования уже отправятся к месту происшествия, пока оператор еще беседует с позвонившим.

Когда на "112" звонить нельзя ?

Операторы отвечают на все звонки, даже если видят, что это звонок без sim-карты, – на тот случай, если человек заблудился в лесу или попал в ДТП на трассе. Нередко в систему поступают ложные вызовы. Зачастую, покупая новый телефон, люди делают пробный звонок именно по номеру "112". Во многих телефонах экстренный вызов набирается в автоматическом режиме, если телефон не заблокирован. Бывает, что родители вынимают sim-карту из телефона, дают «игрушку» детям, которые случайно набирают телефон службы спасения. Детей необходимо научить пользоваться системой 112, но при этом объяснить, что звонить нужно только в экстренных случаях. Ложные звонки, которые на сегодняшний день составляют 41 % от общего количества вызовов, отвлекают оператора и занимают телефонные линии, которые должны быть свободны для сообщений об экстренных ситуациях.

При ошибочном звонке на "112", надо не вешать трубку, а сообщить оператору, что номер набран случайно. Иначе оператор будет пытаться связаться со звонившим, чтобы узнать не требуется ли ему помощь.

Не надо звонить на "112", чтобы получить справочную информацию. Бесполезно спрашивать оператора, почему телефон не видит «симку», что делать, если забыли пин-код банковской карты, или как проехать в тот или иной город.

Система- 112 в Ростовской области совершенствуется. В 2017 году в систему включены функции:определение местонахождения позвонившего – это необходимо, когда человек не может объяснить, где находится и прием коротких текстовых сообщений.

После прохождения опытной эксплуатации и настройки всей системы программно- аппаратный комплекс-112  начнет работать в режиме промышленной эксплуатации.