Первые  шаги по созданию системы-112 на территории Ростовской области были сделаны ещё в апреле 2008 года. Тогда совместно с операторами сотовой связи были реализованы технические решения, которые позволили при наборе абонентом с сотового телефона номера «112» осуществлять переадресацию обращений на телефонные номера единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. С этого момента телефонный номер «112», наряду с номерами «101», «102», «103», стал номером вызова экстренных оперативных служб на территории Ростовской области.

Но процесс приема вызовов от заявителей пока еще не был автоматизированным. Диспетчер ЕДДС принимала вызов, заносила сведения в журнал, а далее набирала номера телефонов экстренных служб и оповещала их о происшествии. Все это, конечно же, сказывалось на оперативности предоставления помощи населению. Далее началась большая работа по информированию жителей о назначении номера -112, а также техническому переоснащению всех 55 ЕДДС муниципальных образований региона. В Ростовской области начала поэтапно создаваться система приема вызовов по единому номеру - 112.

Оператор ЦОВ системы-112 принимает вызов от заявителя. 2016 год.

В соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утверждённой Правительством Российской Федерации, в 2011 году было разработано и согласовано в МЧС России техническое задание на проектирование системы-112 в Ростовской области, а уже в июле 2012 года распоряжением Правительства Ростовской области определена межведомственная рабочая группа по развертыванию и функционированию этой системы в нашем субъекте.

Заказчиком на разработку проекта стал департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области. С учетом того, что область вошла в число пилотных регионов России в 2012 году в городе Волгодонске, а в 2013 – в Белокалитвинском районе были введены в опытную эксплуатацию пилотные проекты системы-112, построенные на платформах ОАО «Ростелеком» и ЗАО «СФЕРА» соответственно.

ЕДДС города Белая Калитва. 2016 год.

По итогам опытной эксплуатации была определена модель построения системы, на базе которой ПАО «Ростелеком», в рамках заключенного государственного контракта, реализует технический проект построения Системы-112 Ростовской области.

В 2013 году Правительством Ростовской области в составе государственной программы Ростовской области «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» была утверждена подпрограмма «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Финансовые расходы на выполнение мероприятий Программы были предусмотрены за счёт средств федерального и областного бюджетов.

Были приняты необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы создания и организации деятельности системы-112, утвержден План мероприятий по созданию системы, создан орган управления, осуществляющий координацию работ по созданию системы-112.

В сентябре 2015 года  было создано создано государственное казенное учреждение Ростовской области «Служба-112 Ростовской области».

Коллектив ГКУ РО "Служба-112". Сентябрь 2017 год.

В целях организации информационного обмена учреждением со всеми службами экстренного реагирования был заключен регламент взаимодействия при обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» с использованием автоматизированной информационной системы. Техническое оснащение созданной службы позволяет в перспективе организовать круглосуточное дежурство 18-ти операторов на автоматизированных рабочих местах. В центре обработки вызовов имеется возможность лингвистической поддержки абонентов, операторы-112 могут принять и обработать вызов не только на русском, но и на английском, немецком и французских языках. Существует возможность оказания круглосуточной психологической поддержки абонентов, обратившихся по номеру «112».

Центр обработки вызовов ГКУ РО "Служба-112". Февраль 2017 год.

На базе созданного учебного класса, оборудованного 10-ю рабочими местами, учреждением проводится практическое обучение диспетчерского персонала-112. Теоретическую часть знаний будущие операторы получают в областном учебно-методическом центре по ГО и ЧС, в соответствии с разработанными и утвержденными программами, а практику проходят непосредственно в Службе-112. На сегодняшний день уже прошли обучение и получили свидетельство более 1500 человек.

Обучение сотрудников полиции. Январь 2017год.

Создание системы-112 проходит при активном участие органов местного самоуправления. В 2015 году ими были подготовлены помещения для размещения оборудования в единых дежурно-диспетчерских службах. В рамках реализации телекоммуникационного проекта проведена прокладка волоконно-оптических линий связи до единых дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских служб, финансируемых из муниципальных бюджетов. При этом все работы были организованы таким образом, чтобы максимально сохранить уже вложенные инвестиции и строить систему, опираясь на существующую инфраструктуру с применением передовых телекоммуникационных технологий. Внедрение элементов системы-112 в муниципальных образованиях организовано поэтапно, в соответствии с утверждённым графиком.

В декабре 2015 года в 23 муниципальных образованиях Ростовской области были оснащены необходимым оборудованием и каналами связи единые дежурно-диспетчерские службы и дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб областной и муниципальной подчиненности, еще в 32-х эта работа завершена полностью к 1 мая 2016 года. Сегодня во всех муниципальных образованиях введены дополнительные штатные единицы операторов системы-112 и созданы достойные условия для несения круглосуточного дежурства. Также муниципалитетами проделана большая работа по принятию в новой редакции постановлений глав городов и районов области с дополнениями в части касающейся создания и функционирования системы -112.

Оператор-112 ЕДДС Аксайский район. Сентябрь 2016 год.

Для автоматизации процесса приема был установлен аппаратно- программный комплекс, состоящий из серверной группы и специального оборудования для централизованного хранения данных, расположенный в городе Ростове-на- Дону,  установлены автоматизированные рабочие места диспетчерского персонала.

Аппаратно- программный комплекс построен на базе интеллектуальной платформы для систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб «КоордКом», разработчик АО «СФЕРА». С февраля 2016 года во всех 55 муниципальных образованиях начались тестовые испытания системы-112.

Комплексные тренировки в ЦОВ. Август 2016 год.

Завершив все подготовительные работы,  в соответствии с требованиями МЧС и решением Минкомсвязи России, с 1 сентября 2016 года  началась опытная эксплуатация системы-112, в которой приняли участие все ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб 4-х муниципальных образований. В пилот системы-112 вошли города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов и Аксайский район.

Торжественное мероприятие, посвященное началу работы пилота системы-112 Ростовской области в режиме опытной эксплуатации. 1 сентября 2016год.

5 декабря 2016 года к ним присоединились еще 17 муниципалитетов, а 20 января 2017 года в систему-112 были введены остальные 34 территории. Таким образом, на настоящий момент все муниципальные образования Ростовской области работают в режиме опытной эксплуатации системы-112.

Торжественное мероприятие , посвященное вводу системы -112 в работу в режиме опытной эксплуатации на территории всей Ростовской области. 20 января 2017год

31 мая 2017 года в Ростовской области завершился, пожалуй, самый ответственный этап строительства системы-112- государственные испытания.

В течение трех дней комиссия, в состав которой входили представители МЧС России, Минкомсвязи России, региональных силовых структур, а также министерств, отвечающих за безопасность жизнедеятельности, детально ознакомилась с телекоммуникационной составляющей системы-112, принципами работы центра обработки вызовов и системы резервирования данных, функционалом ЕДДС и дежурно-диспетчерских служб всех муниципальных образований региона.

Комиссией принято решение: признать результаты испытаний положительными и рекомендовать систему к приему в постоянную эксплуатацию,  с учетом выполнения рекомендаций.

Проведение   государственных испытаний системы-112 . Май 2017 г.

Государственные испытания системы-112. Май 2017 год.

 Система «112» Ростовской области сформирована на основе объединения единых дежурно-диспетчерских служб: пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи; аварийной газовой службы, службы «Антитеррор» Этот список не окончательный, в дальнейшем к системе подключатся службы ЖКХ.

Первые результаты эксплуатации системы-112 в режиме опытной эксплуатации говорят о том, что номер «112» востребован у населения Дона В Службе-112 в круглосуточном режиме вызовы заявителей принимают 7 человек. В состав смены обязательно входит переводчик и психолог.

Ежедневно по единому телефону спасения поступает порядка 7000 звонков, около 20% из них требуют реагирования экстренных оперативных служб. В дни, когда в области происходили ЧС природного характера, (например, непогода в феврале 2017 года, оставившая без электричества десятки населенных пунктов области) количество вызовов увеличивается до 15000 звонков в сутки.

Персонал системы готов к работе с такими нагрузками. Операторы не раз доказывали свой профессионализм и эффективность деятельности, принимая вызовы в режиме чрезвычайной ситуации.  Следующим серьезным этапом станет для них работа в период проведения чемпионата мира по футболу.  В рамках подготовки к мундиалю сотрудники Службы-112 прошли лингвистическую подготовку и готовы принимать вызовы на трех языках.

Одним из факторов сокращения сроков реагирования, которые дает единая система вызова стала возможность автоматически узнавать местоположение звонящего по номеру телефона и прием смс- сообщений. Мы стали первым регионом в России, кто показал эту функцию при прохождении государственных испытаний.

В Ростовской области достигнуты уникальные результаты по маршрутизации экстренных номеров вызова скорой медицинской помощи «03» и «103» на АРМ -112.

В донском регионе создана система резервирования данных. Резервный ЦОВ расположен в городе Новочеркасске. Его основная задача- круглосуточный прием вызовов от населения в случае чрезвычайных ситуаций, и архивное хранение данных.

В 2017году проведена интеграция с системой «ЭРА-ГЛОНАСС», являющейся уникальной системой экстренного реагирования, при оказании помощи и спасения при дорожно- транспортных происшествиях.

Система-112 позволяет оказывать помощь не только жителям нашей области. Была проведена сложная технологическая работа, позволившая переадресовывать поступившие вызовы из соседнего региона. Сейчас это возможно только для Воронежской области, но в дальнейшем подобные технологические решения будут осуществлены для всех  соседних регионов.

29 августа 2018 года, в рамках заседания регионального правительства принято распоряжение «О принятии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Ростовской области в постоянную эксплуатацию», на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 13.06.2018 № 271 «Об использовании единого номера «112» на территории Ростовской области в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи».

Работы по созданию системы-112 в донском регионе не закончены и находятся на особом контроле Правительства области. Следующий этап– это работа по созданию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".

 

Оператор -112 службы Скорой помощи г. Ростова-на-Дону.

 

Оператор -112 службы Пожарной охраны.

 

Специалист АО "Сфера" тестирует оборудование в ДДС службы Полиции Аксайского района.

 

Автоматизированное рабочее место оператора-112 аварийной службы "04".